Внимание! Сезонная скидка!
СТОИМОСТЬ ВНЕСЕНИЯ В РЕЕСТР ЛОМБАРДОВ - 15.000 руб.
Вправе ли ломбард начислять и взимать проценты по договору займа за день предоставления заемщику денежных средств по договору займа, день возврата суммы займа и уплаты процентов за пользование займом, день продажи ломбардом заложенной вещи?
Согласно вступившей в силу с 12 октября 2020 года редакции пункта 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон № 196-ФЗ) в сумму обязательств заемщика перед ломбардом включаются проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом включительно (за исключением случаев погашения займа в день его выдачи) или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 Закона № 196-ФЗ.
Согласно указанной редакции ломбард вправе начислять проценты за пользование займом за период, включающий в себя как день предоставления денежных средств заемщику, так и день возврата суммы займа.
Частью 1 статьи 7 Закона № 196-ФЗ установлены принципы возвратности и платности предоставления ломбардами денежных средств по договору займа. Право ломбарда взимать проценты по договору займа, требования кредитора по которому погашаются в день предоставления денежных средств по такому договору займа, обеспечивается в том числе указанными принципами.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона № 196-ФЗ требования ломбарда к заемщику погашаются после продажи невостребованной вещи, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для полного удовлетворения указанных требований. При этом согласно части 4 статьи 11 Закона № 196-ФЗ заемщик в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом.
На основании изложенного полагаем обоснованным право ломбарда начислять проценты за пользование займом за период, включающий в себя день продажи невостребованной вещи.
В ломбарде была произведена выемка предмета залога. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», договор займа в случае выемки заложенной вещи прекращается. Ломбард в установленный федеральным законом срок направил уведомление заемщику, у которого возникает обязательство перед ломбардом, в том числе по сумме основного долга. Вопрос: в какой графе отчета о деятельности ломбарда должна отражаться задолженность заемщика перед ломбардом по основному долгу и по процентам до момента возврата ее заемщиком (либо до окончания срока исковой давности)?
Ответ Департамента статистики и управления данными Банка России совместно с Департаментом микрофинансового рынка Банка России от 30.08.2019 № 15-6-1-2/858: В случае прекращения договора займа по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», в форме 0420890 информация по такому займу в составе показателей граф 34, 34.1, 34.2, 35, 36, 36.1, 41, 41.1, 41.2, 42, 43, 44, 45, 46 раздела II не отражается. Сумма задолженности заемщика по основному долгу и процентам до момента возврата такой задолженности должна отражаться в составе показателя 1.2 «Дебиторская задолженность» раздела IV «Балансовые показатели» формы 0420890. Одновременно сведения об операциях подобного рода целесообразно раскрывать в пояснениях к форме 0420890.
Ответ Департамента обработки отчетности Банка России от 12.03.2020 № 47-2-3/601 с учетом информационного письма Банка России от 20.03.2020 № ИН-015-44/25: В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Указания Банка России от 30.12.2015 № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» вместе с отчетом о деятельности ломбарда по форме 0420890 за 2019 год (далее — Отчет о деятельности ломбарда), представляемым не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, представляется годовая БФО ломбарда, составленная в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». На официальном сайте Банка России в сети «Интернет» в разделе «Личный кабинет участника информационного обмена / Программы подготовки электронных документов участников информационного обмена» размещена актуальная Программа-анкета подготовки электронных документов для ломбардов версии 2.16.3 сборки 1.3.10.9 от 20.01.2020 (далее — Программа-анкета), в которой реализована возможность прикрепления электронного документа, содержащего годовую БФО ломбарда, к Отчету о деятельности ломбарда при представлении его в Банк России не позднее установленного срока. Дополнительно сообщаем, что в случае обновления Программы-анкеты на сайте Банка России необходимо составлять Отчет о деятельности ломбарда с годовой БФО ломбарда в актуальной версии Программы-анкеты на дату представления в Банк России. Также обращаем внимание, что в 2020 году в соответствии с письмом Банка России от 20.03.2020 № ИН-015-44/25 Банк России вводит временные регуляторные и надзорные послабления в отношении ломбардов в части порядка предоставления в Банк России отчета о деятельности ломбарда на период осуществления мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Закон № 218-ФЗ) обязанность по представлению имеющейся информации согласно статье 4 Закона № 218-ФЗ («Содержание кредитной истории») хотя бы в одно бюро кредитных историй (БКИ) установлена в отношении кредитных организаций, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов. Согласно части 3.2 статьи 5 Закона № 218-ФЗ иные организации, являющиеся заимодавцами по договорам займа, вправе представлять хотя бы в одно БКИ аналогичную информацию, а также обязаны представлять в БКИ информацию о погашении займов, информация о которых была ранее передана в БКИ. Таким образом, обязанность по передаче информации в БКИ на ломбарды не распространяется, за исключением случая, когда информация о займе ранее была передана в БКИ.
Деятельность ломбардов регулируется Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон № 196-ФЗ), Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон № 353-ФЗ) и нормативными актами, изданными в соответствии с указанными законами. На основании части 4 статьи 7 Закона № 196-ФЗ договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Согласно части 1.1 статьи 2 Закона № 196-ФЗ ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Законом № 353-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 353-ФЗ потребительский кредит (заем) — денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, включая использование электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования. На основании изложенного ломбарды при предоставлении потребительских займов должны одновременно соблюдать требования, установленные Законом № 353-ФЗ, а также Законом № 196-ФЗ. В связи с этим ломбардам следует при предоставлении потребительского займа оформлять залоговый билет по форме, установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2008 № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности», и одновременно заключать договор потребительского займа согласно статьям 5, 6, 7 Закона № 353-ФЗ и Указанию Банка России от 23.04.2014 № 3240-У «О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)» (далее — Указание Банка России № 3240-У). Статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. В соответствии с частью 14 статьи 5 Закона № 353-ФЗ изменение индивидуальных условий и общих условий договора потребительского кредита (займа) осуществляется с соблюдением требований, установленных Законом № 353-ФЗ. В связи с этим оформление соглашения об изменении индивидуальных условий, указанных в части 9 статьи 5 Закона № 353-ФЗ, допускается только при соблюдении требования части 12 указанной статьи об обязательном их отражении в виде таблицы, форма которой установлена Банком России. Кроме того, согласно пункту 10 Положения «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», бланк документа (приравненного к кассовому чеку и оформленному на бланке строгой отчетности, которым является в том числе залоговый билет) должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Таким образом, при изменении условий договора займа в ломбарде оформляется новый залоговый билет, а также соглашение об изменении индивидуальных условий в виде новой таблицы, форма которой установлена Указанием Банка России № 3240-У. Полагаем допустимым также продление срока возврата потребительского займа без оформления изменений индивидуальных условий договора потребительского займа при отсутствии задолженности по уплате процентов по договору потребительского займа и сохранении суммы основного долга в первоначальном размере, указанном в договоре займа, если в индивидуальных условиях договора потребительского займа содержатся условия, предусматривающие случаи, при наступлении которых срок договора увеличивается, а также все условия такого изменения, включая срок, на который продлевается договор, а также способ выражения заемщиком своего намерения осуществить продление срока возврата займа на условиях, согласованных в индивидуальных условиях договора потребительского займа. При этом обращаем внимание, что согласование ломбардом и заемщиком индивидуального условия о порядке продления срока пользования денежными средствами, полученными по договору потребительского займа, полагаем возможным также отражать в залоговом билете.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон № 353-ФЗ) кредитором в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в сети Интернет) должна размещаться информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа). Следовательно, если в сети Интернет ломбардом принимаются заявления о предоставлении потребительского займа, то ломбардом там же должна размещаться информация, указанная в части 4 статьи 5 Закона № 353-ФЗ. Если ломбард не принимает заявления о предоставлении потребительского займа в сети Интернет, то не возникает обязанность размещения там же информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа.
Нет, ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.
Нет, ломбард не вправе обладать статусом микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» ломбарды осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с Федеральным законом «О ломбардах» с учетом ограничений, установленных данным законом.
Указанием Банка России от 12.11.2018 № 4966-У «О применении отдельных нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрено применение ломбардами нормативных актов Банка России, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в некредитных финансовых организациях, с 1 января 2022 года.
В соответствии с частью 15 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» при заключении договора потребительского займа кредитор обязан предоставить заемщику информацию о суммах и датах платежей заемщика по договору потребительского займа или порядке их определения с указанием отдельно сумм, направляемых на погашение основного долга по потребительскому займу, и сумм, направляемых на погашение процентов, а также общей суммы выплат заемщика в течение срока действия договора потребительского займа, определенной исходя из условий договора потребительского займа, действующих на дату заключения договора потребительского займа (далее — график платежей по договору потребительского займа). Данное требование не распространяется на случай предоставления потребительского займа с лимитом кредитования. График платежей по договору потребительского займа составляется независимо от срока выдаваемого займа. Таким образом, несоставление ломбардом графика платежей при заключении договора потребительского займа является нарушением части 15 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
При выдаче займа физическому лицу в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, ломбард обязан соблюдать требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». В то же время ломбард осуществляет свою деятельность по выдаче потребительских займов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах» в части, не противоречащей Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)».
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Таким образом, срок договора займа, заключаемого в ломбарде, законодательно ограничен и не может превышать один год. Изменение срока возврата займа не затрагивает первоначальную дату заключения договора займа, в связи с чем общий срок (с учетом дополнительных соглашений) не должен превышать установленного ограничения.
Порядок расчета ПСК определен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон № 353-ФЗ). Для целей расчета ПСК необходимо, в частности, определить число базовых периодов. Базовым периодом по договору потребительского займа признается стандартный временной интервал, который встречается с наибольшей частотой в графике платежей по договору потребительского займа (иные способы определения базового периода установлены частью 2.2 статьи 6 Закона № 353-ФЗ). График платежей по договору потребительского займа включает сроки и суммы платежей заемщика в течение срока возврата потребительского займа. Исходя из того, что льготный месячный срок начинается со дня, следующего за днем возврата потребительского займа, данный месяц не включается в расчет ПСК.
Государственный реестр ломбардов в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ведется Банком России на основе сведений, полученных от Федеральной налоговой службы. В связи с этим представление ломбардами каких-либо документов для внесения сведений в реестр не требуется. Также обращаем ваше внимание, что государственный реестр ломбардов обновляется раз в месяц по мере поступления сведений из Федеральной налоговой службы.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» Банк России ведет государственный реестр ломбардов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (Федеральная налоговая служба). Государственный реестр ломбардов размещается на официальном сайте Банка России. Обязанность направления ломбардом в Банк России уведомления о ликвидации и соответственно порядок, формы и сроки направления указанного уведомления законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Информация о ликвидации ломбарда поступает в Банк России от Федеральной налоговой службы.
На основании ст. 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбард обязан представлять отчетность в Банк России в порядке и сроки, предусмотренные Указанием Банка России от 30.12.2015 № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда».
Кроме того, ломбард обязан представлять в Банк России отчетность в соответствии с требованиями Указания Банка России от 13.01.2017 № 4263-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами» и Указания Банка России от 27.12.2018 № 5047-У «О порядке представления Банку России некредитными финансовыми организациями отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон) Банк России ведет государственный реестр ломбардов (далее — Реестр) на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (далее — ФНС России).
Таким образом, исключение Банком России сведений из Реестра осуществляется на основании информации, представленной ФНС России.
До момента внесения сведений об изменении названия и видов деятельности либо исключения из Реестра организация является поднадзорной Банку России и на основании статьи 2.4 Закона обязана представлять отчетность в Банк России. После исключения ломбарда из Реестра отчетность представлять в Банк России не требуется.
Вместе с тем рекомендуется представить в Банк России отчетность за все периоды, в течение которых организация находилась в Реестре.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ Банк России ведет государственный реестр ломбардов (далее — Реестр) на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (далее — ФНС России). Таким образом, исключение Банком России сведений из Реестра осуществляется на основании информации, представленной ФНС России.
До момента внесения сведений об изменении названия и видов деятельности или исключения из Реестра организация является поднадзорной Банку России и на основании статьи 24 Федерального закона № 196-ФЗ обязана представлять отчетность в Банк России в порядке и сроки, предусмотренные Указанием Банка России № 3927-У, Указанием Банка России № 4263-У и Указанием Банка России № 5047-У. После исключения ломбарда из Реестра указанную отчетность представлять в Банк России не требуется.
Вместе с тем ломбарду рекомендуется после исключения его из Реестра представить в Банк России вышеуказанную отчетность за период, в котором организация исключена из Реестра.